Инфраструктура

Транспортная система

Вологда — один из крупнейших транспортных узлов Северо-Западного федерального округа. Через город проходят федеральные транспортные коридоры: автомобильный и железнодорожный «Юг-Север» (Москва — Ярославль — Архангельск) и железнодорожный «Транссиб» (Владивосток — Челябинск — Киров — Вологда — Санкт-Петербург). Автомобильными дорогами Вологда связана с Москвой, Ярославлем, Архангельском (трасса М8), с Череповцом и Санкт-Петербургом (трасса А114), с Вытегрой, Петрозаводском и Мурманском (трасса Р5), а также со всеми районными центрами Вологодской области. В городе начинаются дороги местного значения на Норобово (Пошехонское шоссе), Вологда — Фетинино, Вологда — Ростилово (Старое Московское шоссе). Участок железной дороги в черте Вологды является самым грузонапряжённым на всей сети железнодорожных дорог Российской Федерации, — более 240 поездов в сутки. В городе расположен аэропорт, проходит судоходная река Вологда. Городской общественный транспорт представлен автобусами, троллейбусами и маршрутными такси.

 Автомобильный транспорт и дорожная сеть

Дорожная сеть в центральной части города имеет преимущественно прямоугольную сетку улиц, сформированную генеральным планом XVIII века. Основные городские магистрали в центре города сформировались в 1950-1980-е года, когда были расширены улицы: Мира, Чернышевского, Зосимовская, Ленинградская, Октябрьская, Герцена, проспект Победы. В остальных частях города главные улицы сформированы путепроводами через железную дорогу (улица Ленинградская, Пошехонское шоссе, улица Маршала Конева) и мостами через реки Вологда, Шограш, Содема и Золотуха (улицы Горького, Прокатова, Можайского, Петина). Общая протяженность улиц и проездов Вологды составляет 254,6 км, из них с асфальтовым покрытием — 195,1 км, обеспеченных подземными водостоками — 150,7 км. Через реки и железные дороги построено 34 моста. Доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям по качеству в 2008—2010 годах составила более 23 % в общей протяжённости.

Недостаток мостов через железные дороги и реку Вологда является одной из основных транспортных проблем города. Для обеспечения транспортной доступности частей города в 2007 году начато строительство путепровода через железнодорожные пути на Белозерском шоссе, а также запланировано строительство моста через реку Вологда в районе улицы Некрасова. Для вывода транзитного транспорта с 1999 года года ведётся строительство окружной дороги (введены в строй участки между Архангельским, Белозерским и Ленинградским шоссе). Число легковых автомобилей в 2009 году составило более 66000 штук.

Железнодорожный транспорт

Через город проходят крупные железнодорожные магистрали: Москва — Архангельск  — Беломорск — Мурманск и Воркута, Санкт-Петербург — Екатеринбург. Вологодский железнодорожный узел является самым крупным транзитным и сортировочным узлом на Северной железной дороге. Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 53 км на 10 тыс.  км² при среднероссийском уровне 50 км. Одна из крупнейших в России сортировочных станций Лоста, находящаяся в черте города, по данным на 2006 год перерабатывала более 5000 вагонов в сутки. После запуска высокоскоростного движения по линии Москва — Санкт-Петербург произошло перераспределение грузовых потоков и к концу 2010 года показатели переработки удвоились. С железнодорожного вокзала Вологда-1 отправляются более 20 поездов дальнего следования, а также пригородные поезда.

Парк приёма сортировочной станции Лоста
Парк приёма сортировочной станции Лоста

Городской общественный транспорт

Основные статьи: Вологодский автобус, Вологодский троллейбус

Городской транспорт Вологды представлен системой автобусных и троллейбусных маршрутов. Режим работы автобуса и троллейбуса с 6 утра до 0 часа ночи. Оплата проезда осуществляется кондуктору. Стоимость проезда составляет 16 рублей, месячный проездной на автобус или троллейбус стоит 700 рублей, единый проездной (на предприятия «ПАТП-1» и ОАО «Вологдаэлектротранс») стоит 980 рублей, единый декадный проездной стоит 420 рублей (на те же предприятия) (данные на январь 2011 года).

Регулярное автобусное сообщение в Вологде открылось в 1929 году, троллейбусное в 1976 году. С 1 января 2011 в Вологде действует новая система автобусных маршрутов. По данным на март 2011 года в городе работает 49 автобусных и 5 троллейбусных маршрутов, которые обслуживают 7 транспортных организаций и 10 индивидуальных предпринимателей. Наиболее крупными перевозчиками являются ОАО «Вологдаэлектротранс» (троллейбус), МУ ПАТП-1, НП «Перевозчики пассажиров г. Вологда». На линии ежедневно выходит более 140 автобусов, около 60 троллейбусов, а также около 280 автобусов средней и малой вместимости.

В период с 2000 по 2010 год наблюдается снижение объема пассажирских перевозок городским транспортом с 1500 поездок до 1000 поездок на тысячу населения за год соответственно. За 2010 год перевезено 86,9 млн пассажиров. Наибольшую по итогам 2010 года составили перевозки частных автопредприятий — 54 % от общего числа перевезённых пассажиров. Доля перевозок автобусами транспортных организаций составила 27 %, троллейбусами — 14 %.

Пригородные и междугородние автобусные маршруты отправляются с автовокзала «Вологда», расположенного рядом с железнодорожным вокзалом.

Прочие виды транспорта

Перевозки авиационным и речным транспортом практически не осуществляются, несмотря на наличие соответствующей инфраструктуры.

Аэропорт Вологда находится в 10 км от центра города по Архангельскому шоссе. Пропускная способность — 200 пассажиров в час, однако регулярное пассажирское сообщение осуществляется только в Москву самолётами Як-40. Обслуживающее аэропорт ОАО «Вологодское авиапредприятие» в 2009 году перевезло 2030 пассажиров при средней загруженности самолётов 24,9 %. Также в Вологодском авиапредприятии эксплуатируются вертолёты Ми-2 и Ми-8 для заказных рейсов.

Судоходство по реке Вологда возможно вниз по течению от слияния с рекой Тошня. В навигацию действует прогулочный маршрут от Соборной горки до Спасо-Прилуцкого монастыря, а также туристические маршруты с речного вокзала. Регулярные рейсы теплоходов с речного вокзала «Вологда» отменены в начале 2000-х годов.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Вологды представлено предприятиями, обеспечивающими работу инженерной инфраструктуры города: обслуживание жилищного фонда, теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, а также благоустройство территорий, и утилизация мусора. Финансирование ЖКХ составляет 1/3 всех расходов бюджета города, однако текущие потребности обеспечены только на 50 %. Вследствие дефицита бюджета, плановые и предупредительные ремонтные работы заменяются аварийно-восстановительными.

Обслуживание жилищного фонда

Содержанием и ремонтом всех многоквартирных домов с 2009 года занимается 41 управляющая компания (37 частных и 4 муниципальных). Выбор управляющей компании предоставляется жильцам дома. Жилой фонд на протяжении многих лет (по данным с 2000 по 2010 годы) имеет высокий износ и тенденции к изменению ситуации не отмечается. По данным на 2008 год, 40 % жилого фонда характеризуется средней степенью износа, 23 % превышает критический уровень. При этом, уровень платежей граждан за услуги ЖКХ с 2007 года доведён до 100 %, то есть без дотаций из городского бюджета. В товарищества собственников жилья (ТСЖ), по данным на 2010 год входят около 16 % жилых домов Вологды.

Теплоснабжение

Генерацию и транспортировку тепловой энергии в Вологде осуществляет Вологодская ТЭЦ (36 % от общего объема вырабатываемой энергии в городе, протяжённость трубопроводов — 19,3 км.) и предприятия компании МУП «Вологдагортеплосеть» (26 котельных, протяжённость трубопроводов — 277,4 км.). Температура отпуска тепла потребителю составляет 70°С. Водяная тепловая сеть работает круглогодично, годовая продолжительность работы 8760 ч. Продолжительность отопительного сезона 5472 ч. (с мая по октябрь). Трубопроводы тепловой сети выполнены подземной (около 70 % общей протяженности) и надземной прокладкой. По данным на 2010 год более половины сетей имеют износ более 53 %, а 38,5 % трубопроводов — полностью изношены. Потери тепла при транспортировке к потребителю превышают нормативные значения.

Электроснабжение

Электроснабжение города осуществляется производственно-сбытовой цепью ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» и ОАО «Вологдаэнерго». Электроснабжение, техническое обслуживание и ремонт установок наружного освещения производит ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго». Протяженность освещенных частей улиц, дорог, проездов в Вологде в 2009 году составила 368,5 км, в эксплуатации находятся 9883 светильника.

Водоснабжение

Основным источником водоснабжения города является река Вологда. Во время летней и зимней межени уровень воды в реке недостаточен для обеспечения города водой, поэтому в качестве резервного источника используется в основном Кубенское озеро, но также есть возможность водозабора из реки река Тошня. Русловой водозабор реки Вологда с плотиной для суточного регулирования уровня воды производительностью 150 тыс. куб. м/сут. расположен в районе деревни Михальцево. Потребности ряда предприятий в водоснабжении покрывают несколько скважин, расположенных в городе. Общая протяженность водопроводной сети города составляет более 600 км, в том числе на балансе основного оператора водоснабжения — МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» 578 км. Используемые источники водоснабжения города не соответствуют допустимым нормативам по содержанию в воде органических соединений и железа.

Перед поступлением в магистральные и разводящие сети города, вода подается на очистные сооружения. Очистные сооружения Вологды производительностью 128 тыс. куб.м/сут. расположены в районе улицы Клубова, на 1,5 км ниже слияния рек Вологды и Тошни. Износ сооружений по данным на 2010 год — 65 %. В 2010 году запущена станция ультрафиолетового обеззараживанися (работает для двух блоков очистных сооружений из трех). С 2009 года ведётся строительство нового, четвёертого блока очистных сооружений и станции ультрафиолетового обеззараживания воды (для третьего и четвёртого блока).

Водоотведение и очистку стоков обеспечивает городская система канализации, которую эксплуатирует МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал». Стоки поступают на единые канализационные очистные сооружения, производительностью 150 тыс. куб. м/сут. Комплекс по очистке введён в эксплуатацию в 1964 г. Протяженность городской канализационной сети — 437,06 км. Износ канализационных сетей и сооружений по данным на 2010 год составил около 80 %.

Газоснабжение

Газоснабжение города осуществляется преимущественно на базе природного газа предприятиями ОАО «Вологдагаз», ООО «Вологдарегионгаз», ООО «Севергазпром». Уровень газификации города составляет 94,92 % (данные на 2009 год). Природный газ поступает от магистрального газопровода «Грязовец — Ленинград». Городское газоснабжение осуществляется от двух закольцованных между собой газораспределительных станций: ГРС № 1 — в городе Вологда и ГРС № 2 — в поселке Дубровское.

Быстрый заработок

© vologda-tyr

Бесплатный хостинг uCoz